В суде выяснилось, что компания «К», являясь поставщиком контрагента, во 2-м квартале отгрузила ему ТМЦ, НДС по которым составил почти 3 000 000 руб. Однако покупатель заявил вычет по счетам-фактурам данного поставщика лишь в размере 837 671 руб. и по счетам-фактурам 1-го квартала. Все это показалось налоговому органу сомнительным, поэтому компании «К» и было выставлено требование о представлении счетов-фактур за 1 квартал 2017 года, сведения о которых были отражены в 8 разделе декларации по НДС контрагента.
С учетом данных обстоятельств, взаимосвязанных норм п.8.1 ст.88, ст.93.1 НК РФ суды первых двух инстанций признали требование законным. При этом они отметили, что доказывать и обосновывать связь истребуемых документов с проводимой налоговой проверкой инспекция не обязана, достаточно указания в требовании на данное обстоятельство. Во всяком случае таких требований НК РФ не предусматривает.
Вывод суда кассационной инстанции, также поддержавший налоговый орган, прозвучал еще более категорично. Комментируя довод компании «К», что инспекция запросила документы за период, не являющимся предметом камеральной налоговой проверки декларации контрагента, суд Поволжского округа указал, что относимость истребуемых документов к проверяемому периоду и их оценка находятся в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку. Из Налогового кодекса не следует, что инспекция обязана обосновывать связь истребуемых документов с проводимой налоговой проверкой, достаточно указания в требовании на данное обстоятельство. Конкретные документы (информация), круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, информации (Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2019 N Ф06-41326/2018 по делу N А55-5410/2018).
Действительно, в данном деле требование о представлении документов выглядит правомерным. Однако такая позиция судебных органов, основанная на презумпции «обоснованной необходимости» требований налоговых органов (иными словами, зря документы налоговый орган просить не будет), оставляет открытым следующий вопрос: как, в рамках соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью налогоплательщика его исполнить, налогоплательщику узнать, что обязанность представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении?
Хотелось бы надеяться, что в подобных спорах судами не будет взят на вооружение столь общий вывод Поволжского суда, а в каждом конкретном случае будут учитываться фактические обстоятельства.
Альбина ИгнатьеваСтраница департамента: Налоговый консалтинг Телефон департамента: (843) 202-07-62 Email департамента: tax@crowe-audex.ru |
Вам будет интересно:
Сделки между взаимозависимыми лицами в 2012 и 2013 годах