ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: основные изменения

02.11.2023

С 01.04.2025 в РФ будет обязателен к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

Революционных изменений, как в случае ввода других ФСБУ, этот документ не несет, но содержит определенное упорядочивание разрозненных положений инвентаризации в современных условиях разнообразия фактов хозяйственной деятельности и технологической динамики.

Стандарт устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы, и не применяется для инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней. Основные требования к инвентаризации активов и обязательств для организаций бюджетной сферы определены в федеральном стандарте "Концептуальные основы бухучета и отчетности для организаций госсектора" (Приказ Минфина России №256н от 31.12.2016).

В ФСБУ 28/2023 сформулированы, также как в действующих методических указаниях, случаи обязательного проведения инвентаризации. Инвентаризация обязательна:

  •  при составлении годовой финансовой отчетности (ОС- один раз в 3 года, библиотечные фонды – один раз в 5 лет);
  •  при отчуждении активов, передаче в аренду, управление, безвозмездное пользование;
  •  при смене МОЛ, смене руководителя коллектива, выбытии из бригады 50+% членов;
  •  в случае чрезвычайной ситуации или при установлении факта утраты или порчи   активов;
  •  при реорганизации или ликвидации организации.

Детальнее, чем в действующих правилах определены периоды проведения обязательной инвентаризации (п.16 ФСБУ 28/2023). Например, при смене работника - МОЛ, руководителя коллектива, при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов (при коллективной материальной ответственности) - по состоянию на день приемки-передачи дел; или при реорганизации организации - перед составлением передаточного акта или разделительного баланса. Для целей Стандарта обозначено что работники, на которых возложена материальная ответственность, а также руководители и члены коллектива/бригады при коллективной   материальной ответственности именуются вместе «материально ответственными лицами».

Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта, поэтому инвентаризация в современной трактовке – это полная сверка данных бухгалтерского учета с тем, что есть в реальности, включая стоимостные показатели.

«Требования к инвентаризации», данный раздел наиболее системно объединяет все правила с точки зрения методов и бухгалтерских трактовок на разных уровнях. Наиболее значимые, на наш взгляд, положения, следующие:

  • для проведения инвентаризации должны быть созданы определенные условия - процесс должен быть обеспечен соответствующими техническими и транспортными средствами, средствами коммуникации,   измерительными приборами и пр.;
  • проверке подлежат все активы и обязательства организации, информация о которых подлежит раскрытию в финансовой отчетности, включая объекты, отражаемые на забалансовых счетах;
  • перечислены традиционные способы проверки (подсчет, взвешивание, осмотр и пр.), но впервые указано, что при необходимости возможно применение альтернативных способов выявления наличия объектов, таких как - фото- и видеофиксация;
  • представлена детальная квалификация результатов инвентаризации. Для целей Стандарта это : - объекты инвентаризации, оказавшихся в излишке; - утраченные, испорченные поврежденные активы, ( - недостача активов) в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли; - возможность использования или продажи поврежденных активов; - пересортица активов; - формулирование оснований для возмещения недостачи активов (для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления/досписания иных объектов бухгалтерского учета);
  • точно указана оценка, по которой результаты инвентаризации подлежат принятию к бухгалтерскому учету на дату проведения инвентаризации. В частности: - активы в излишке отражаются по их справедливой/ балансовой/ аналогичных активов    стоимости; расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств – по документам и признанию контрагентами; недостача активов - по балансовой стоимости активов; расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств - в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами;
  • результаты проведения инвентаризации должны быть документально оформлены, но полного перечня документов как в действующих методических указаниях, не установлено. Порядок и перечень документального оформления результатов предприятие определяет самостоятельно, руководствуясь законом 402-ФЗ и ФСБУ ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Для целей Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Также следует помнить принцип существенности при отражении результатов инвентаризации. В случае несущественности информации о выявленном активе, организация может учитывать последствия такого выявления, руководствуясь требованием рациональности (п.7.4 ПБУ 1/2008) . В случае существенности информации о выявленном в результате инвентаризации активе, организация учитывает последствия такого выявления путем приведения данных бухгалтерского учета к виду, как если бы соответствующие факты хозяйственной жизни были учтены надлежащим образом в тех периодах, когда они имели место (Рек. Р-120/2020-КпР).

Для обязательной инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Перечислены отдельные варианты, когда комиссия может не создаваться. К новациям ФСБУ 28/2023 также можно отнести регламентацию проведения инвентаризации в микрокомпаниях, где нет возможности формирования инвентаризационной комиссии,  ̶  если работниками экономического субъекта являются только руководитель и главный бухгалтер, либо только руководитель. В этих, и некоторых других ситуациях проведение обязательной инвентаризации может быть поручено аудиторской организации или индивидуальному аудитору.

Комиссию можно не формировать, если  ̶  проведение инвентаризации относится к полномочиям ревизионной комиссии, которая создается в соответствии с уставом организации. При проведении инвентаризации необходимо обеспечить участие в этом процессе всех членов инвентаризационной комиссии. Однако ФСБУ 28/2023 допускает проведение инвентаризационных процедур при отсутствии менее одной пятой членов инвентаризационной комиссии, в действующих методических указаниях - при отсутствии даже одного члена комиссии проведение инвентаризации запрещено.

Итак, ФСБУ 28/2023 основывается на положениях Закона о бухгалтерском учете и полностью согласуется с логикой поэтапного принятия стандартов учета согласно требованиям МСФО и концепции динамического баланса. Это подтверждают и четко обозначенные методы оценки выявленных расхождений с данными бухгалтерского учета, точное указание временных параметров проведения обязательной инвентаризации и необходимость самостоятельного формирования документального обеспечения инвентаризации и её результатов. Принятие данного стандарта можно характеризовать как логичный и последовательный этап методологической стандартизации бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!