Символичное Постановление было принято Конституционным Судом РФ
№ 50-П 30.10.2023. Основанием для вынесения решения стала жалоба собственника компании на незаконность взимания штрафов и пени от суммы недоимки, взысканных с контролирующих лиц в порядке субсидиарной ответственности. Фабула судебного разбирательства, следующая: компания была признана банкротом по требованию налоговых органов. Арбитражными судами с собственника и директора были солидарно взысканы 117,36 млн. руб., из которых более 35,4 млн. руб. – пени и штрафы организации.
Ранее Верховный Суд РФ отказал заявителям в рассмотрении кассации в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Данный факт послужил поводом для обращения в Конституционный Суд. Заявителями оспаривались отдельные нормы закона о банкротстве как неконституционные (п.11 ст.61.11 закона № 127-ФЗ). Также в частном случае сделана попытка оспорить правоприменительную практику, когда суды привлекают контролирующее должника лицо к субсидиарной ответственности исключительно на основании решения налогового органа, вынесенного в отношении организации-должника. Заявитель указывает, что такие суды выносят решения без проверки фактических обстоятельств дела и без исследования доводов и доказательств, представляемых собственниками (контролирующими лицами) в опровержение выводов налогового органа. Приведена ссылка на
предыдущее Постановление КС РФ где оспариваются интересы контролирующего лица в рамках процедуры банкротства и право субсидиарного должника на судебную защиту.
Итак, Конституционный Суд признал не противоречащим Конституции РФ оспариваемые положения закона о банкротстве, но указал что положения закона не предполагают взыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. Логика рассуждений, следующая: существуют различия в субсидиарных обязательствах контролирующих и контролирующих ответственных лиц. Также собственники имеют возможность оспаривать судебные акты на основании требований кредиторов и участвовать в делах о банкротстве при рассмотрении вопросов привлечения их к ответственности (гл. 24 АПК РФ).
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включая требования кредиторов по обязательным платежам, оставшиеся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Если невозможность исполнения обязанности должника по уплате штрафа наступила в связи с виновными действиями контролирующих лиц (в том числе теми, которые привели к формированию данной задолженности), то указанные лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в части соответствующих штрафов.
Привлечение к субсидиарной ответственности предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом, предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и фактически наступившим банкротством. Собственник не может быть привлечён к субсидиарной ответственности, если докажет, что действовал осмотрительно в обычных условиях делового оборота и принимал необходимые меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами. В обсуждаемом документе приведены ссылки на ранее вынесенное
Постановление КС РФ, когда суммы штрафов были предъявлены руководителю предприятия в ситуации доказанного факта налогового преступления (взимание оспорено по причине прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям).
Но при привлечении собственника к субсидиарной ответственности «в связи с неуплатой налогов должником, являющимся банкротом, это лицо компенсирует ущерб, причиненный кредиторам, а не несет ответственность за налоговые правонарушения должника, т.е. имеет место трансформация налоговых отношений в гражданско-правовые».
В таких условиях, субсидиарная ответственность собственников, которая носит
деликтный характер, требует выявления всех элементов состава гражданского правонарушения для определения полной суммы обязательств контролирующих лиц.