С начала 2026 года общая ставка налога на добавленную стоимость была увеличена до 22%, при том что льготная в 10% для социально значимых категорий товаров была сохранена. Интервал между льготной и базовой ставкой увеличился до 12%. Теперь нарушения в подтверждении права на пониженное налогообложение могут привести к большим финансовым рискам для бизнеса.
Статья 164 НК РФ все действующие ставки НДС классифицирует на четыре основные категории: базовую, пониженную, нулевую и расчетные. Ко всем товарам, работам, услугам, которые прямо не отнесены законом к льготным категориям (0% или 10%) по умолчанию применяется базовая норма 22% (п.3).
К ряду специфических операций применяют ставку 0% (п.1 ст.164 НК РФ), самые объемные из таковых – экспорт продукции, международные перевозки (с ограничениями); гостиничные услуги размещения; железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки; деятельность, связанная с космосом; добыча и обработка драгметаллов, природных алмазов, драгкамней и некоторые др.
Расчетные - применяют в случаях, когда налог необходимо не начислить сверху, а выделить из итоговой суммы, - например, при получении авансов от покупателей, удержании налога налоговыми агентами или перепродаже и пр. Действуют следующие расчетные ставки НДС: 10/110; 22/122; 5/105; 7/107 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Для строго определённых групп социально значимых товаров предназначена пониженная льготная ставка 10 % (п.2 ст.164 НК РФ). К таким группам относят: медицинские и лекарственные средства; большинство продовольственной продукции; товары для детей; внутренние авиаперевозки; периодические печатные издания и книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой; и пр.
С 01.01.2026 власти кардинально изменили правила налогообложения организаций на упрощенной системе налогообложения (УСН). Для компаний, чей годовой доход превышает установленный лимит, действуют особые пониженные ставки НДС без права на налоговый вычет. При доходе в пределах 272,5 млн рублей действует 5% (расчетная 5/105), при доходе в пределах 490,5 млн рублей действует ставка 7% (расчетная 7/107).
С этой даты для применения 10% необходимо документальное подтверждение, что товар предназначен для детей. Федеральный закон от 04.07.2026 № 218-ФЗ внес поправки в пп. 2 п. 2 статьи 164 НК РФ, четко прописав перечень необходимых документов, которыми компании подтверждают льготную ставку. Для этого сведения о сертификате соответствия или о декларации о соответствии на товар должны содержаться в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций. Такой реестр формирует и ведёт Росаккредитация.
При ввозе детских товаров в РФ налогоплательщик сможет применять 10% при представлении в таможенный орган при подаче декларации:
Специальное описание такого механизма подтверждения именно для детской продукции в НК РФ ранее отсутствовало. Однако нововведения не означают, что компаниям необходимо заново получать сертификаты из-за изменения налогового законодательства. Ведомства рекомендуют проверять имеющиеся документы и их статус в соответствующих реестрах.
Для реализации товаров для детей и продовольственных используют Постановление Правительства РФ № 908 от 31.12.2004 (с изм. и доп.). Документ содержит перечень конкретных кодов ОКПД 2 (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Он же утвердил Перечень кодов детских товаров для единой ТН ВД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) ЕАЭС, облагаемых НДС в 10% при ввозе в РФ.
Изменения затрагивают широкий круг предпринимателей: отечественных производителей детских товаров; импортеров; оптовых и розничных продавцов; селлеров на маркетплейсах, др.
Для них возрастает значение товарной классификации и документальное подтверждение процессов:
Товар → код → категория товара → соответствующий перечень → документ о соответствии → ставка НДС 10%
Технические ошибки на любом из этапов могут иметь налоговые последствия. Ранее правительственные постановления установили переходный период запуска реестра в цифровом формате. С 1 сентября 2026 года сертификаты, декларации, выданные по прежним требованиям и подпадающие под соответствующий переходный режим, переводятся в архивный статус. Таким образом, к 01.10.2026 целесообразно проконтролировать не только наличие документа на бумаге, но и его актуальный статус в цифровом реестре.
Рекомендуем обычную последовательность контрольных мероприятий применительно к товарным группам, облагаемым по ставке 10%:
НДС будет доначислен исходя из базовой ставки, возможны налоговые санкции, соответствующие пени. На практике спор может возникнуть в ситуациях, например: — товар отсутствует в соответствующем перечне; — неверно определен код; — код ОКПД 2 не соответствует фактическим характеристикам продукции; — сертификат или декларация не относятся к конкретному товару; — документ имеет архивный статус; — отсутствует необходимое регистрационное удостоверение и пр.
Для детской продукции после 1 октября 2026 года отсутствие необходимых сведений о сертификате или декларации становится значимым для применения ставки по правилам п. 11 ст. 164 НК РФ.
Ставка 10% применяется к внутренним авиаперевозкам с некоторыми ограничениями локаций аэропортов. Для ряда специальных направлений и видов перевозок законодательство предусматривает нулевую ставку. Большинство услуг (бытовые услуги, аренда), если налогоплательщик на УСН и не выпадает из-под лимита, облагаются по базовой или специализированной (5–7%) ставке. Также напомним, что компании общественного питания с доходами до 60 млн рублей могут не платить НДС — даже если не соблюдено условие об уровне средней зарплаты, равной средней по региону, — до 31.12.2026 (Фед. закон № 104-ФЗ от 25.04.2026).
Для печатной продукции действует специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41. При этом ставка 10% не применяется к периодическим печатным изданиям и книжной продукции рекламного или эротического характера. Для периодического издания рекламным считается издание, в котором реклама превышает 45% объема одного номера (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). То есть при определении ставки необходимо учитывать не только название товара, но и его содержание.
Для сферы здравоохранения различают номенклатуру: — медицинские изделия; — лекарственные средства; — товары медицинского назначения. Для медизделий ставка 10% применяется при наличии регистрационного удостоверения и соответствии кода по ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС (при ввозе) правительственному перечню. Если медизделие включено в другой определённый перечень (протезно-ортопедические изделия, ЖНВЛП; средства реабилитации инвалидов и пр.), их реализация и ввоз освобождаются от НДС согласно ст. 149 НК РФ.
Если товар не имеет регистрационного удостоверения медицинского изделия, не включён в перечни, утверждённые Постановлениями № 688 или № 1042, — применяют базовую ставку НДС 22%. К слову, применение льготной ставки в отношении косметологических средств и имплантов является причиной частых споров с таможенными органами и ФНС, которые в ряде случаев решают в пользу налогоплательщиков.