ведущий налоговый консультант
«Аудэкс»
Довольно часто внутри группы компаний заключаются договора по «особым» ценам. После введения в оборот понятия контролируемой сделки (2012 год) некоторое время бытовало мнение, что теперь государство с точки зрения налогообложения контролирует только достаточно крупные сделки с взаимозависимыми лицами*, а все остальные из этого контроля выпадают. Однако все оказалось не так просто.
Вскоре фискальные органы заявили, что они все-таки будут изучать цены и по неконтролируемым сделкам - в рамках обычных камеральных и выездных налоговых проверок и даже доначислять продавцам (исполнителям) налоги на разницы в ценах исходя из двух основных доводов:
1) нормы п.1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которым если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица;
2) сложившаяся практика выявления необоснованной налоговой выгоды. Под ней понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Указанная позиция приведена в Письме ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615, которым Федеральная налоговая служба доводит до территориальных налоговых органов, для использования в своей работе Письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145. Также ее можно найти и в других частных разъяснениях Минфина (от 02.02.2015 N 03-01-18/3949, от 25.05.2015 N 03-01-18/29936, от 09.04.2015 N 03-01-18/20054).
Насколько реальна такая угроза, стало ясно из складывающейся на сегодняшней день судебной практики по данному вопросу. Само ее наличие по многим федеральным округам говорит об активных попытках налоговиков доначислить налог на прибыль и НДС в связи с несогласием с уровнем примененных налогоплательщиками цен.
На сегодняшний день налогоплательщики выигрывают, но не по причине незаконности самого контроля за уровнем цен, произведенного территориальными налоговыми органами, а по причине ошибок, допущенных налоговиками при расчетах сопоставимых цен, или недоказанности необоснованности полученной налоговой выгоды (см., например, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2015 N Ф04-28009/2015, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2015 N Ф01-3946/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2015 N Ф07-4769/2015, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 11АП-14621/2015, от 29.06.2015 N 11АП-7315/2015, ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2014 N Ф07-2185/2014).
И лишь по единичным проверкам контроль по сделкам между взаимозависимыми лицами, но не являющимися контролируемыми, признан незаконным, так как право определять для целей налогообложения выручку налогоплательщика (по сделке с взаимозависимым лицом) принадлежит исключительно Федеральной налоговой службе РФ, как и предусмотрено статьей 105.3 НК РФ (см., например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 N Ф06-409/2015, по делу № А72-16907/2013 от 29.10.2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 N 11АП-11380/2015).
Предметом пристального внимания налоговиков стали разнообразные сделки, в том числе, такие полюбившиеся группам компаний договора аренды и займа. Как-то снизить обозначенный риск по уже заключенным договорам до нуля не представляется возможным, так как четких критериев проверки сопоставимости и расчета рыночных цен по неконтролируемым сделкам, на сегодняшний день еще не установилось, в том числе, в судебной практике. С другой стороны, отсутствие четких критериев позволяет налогоплательщику оспорить практически любой расчет таких цен, произведенных налоговым органом, в судебном порядке (о чем и свидетельствует вышеприведенная положительная судебная практика). Поэтому шансы оспорить доначисления налогового органа по рассмотренному основанию пока имеются.
В качестве предупреждающего мероприятия, снижающего налоговый риск, можно подготовить экономическое обоснование установления цен (процентных ставок) по договорам с взаимозависимыми лицами в том или ином размере (желательно сторонними экспертами). Но необходимо понимать, что любые такие расчеты могут быть подвергнуты налоговиками сомнению с привлечением своих экспертов.
Если компания в принципе не готова к каким-либо налоговым спорам, ей остается только применять во взаимоотношениях со «своими» контрагентами цены, приближенные к рыночным.
*Проверять цены по контролируемым сделкам уполномочена только Федеральная налоговая служба. Тогда как территориальные инспекции в рамках камеральной или выездной проверки не вправе осуществлять такой контроль (ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем в случае выявления контролируемой сделки они обязаны уведомить об этом ФНС (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
Вам будет интересно:
Сколько стоит башня Сююмбике?