Этим летом довольно часто налоговики стали присылать так называемые уведомления о вызове в инспекцию для дачи пояснений. При этом в тексте могут фигурировать и некие запрашиваемые документы, поэтому довольно часто бухгалтера путают его с требованием о предоставлении документов. Тем более что при звонке по контактному номеру телефона инспектор заверяет, что приходить в инспекцию не нужно, и просит письменные пояснения и подтверждающие документы.
Что нужно понимать:
- по уведомлению о вызове единственная обязанность налогоплательщика – это направить своего представителя в инспекцию в назначенный день и час. Уклонение должностного лица организации (индивидуального предпринимателя) от явки может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (абз.2 ст.2.4, п.1 ст.19.4
КоАП РФ).
- если в тексте уведомления дата и время вызова не фигурируют – только часы работы и кабинет, то при неявке последствий никаких не будет, так как без конкретной даты и времени в уведомлении правонарушение никогда не станет состоявшимся и его невозможно зафискировать.
- при визите в инспекцию развернутые пояснения, а уж тем более документы, представитель налогоплательщика давать не обязан и ответственности за «молчание» или расплывчатые фразы не последует (пп.7 п.1 ст.21 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п.2.3)).
- далеко не каждый отказ от дачи пояснений (или игнорирование явки) приводит к назначению выездной налоговой проверки. Подобные уведомления сейчас рассылаются массово (в основном, по причине пропуска сроков по камеральной проверке), отвечают на них не все, а прийти ко всем налогоплательщикам у налоговиков просто не хватит ресурсов. Очевидно, что в первую очередь удар на себя примут налогоплательщики с наибольшим размером потенциальных доначислений.
Если все-таки хочется отреагировать на уведомление (так бывает, если налогоплательщик уверен в своей добропорядочности и хочет убедить в этом и налоговиков), то сделать это можно в произвольной форме и особо не увлекаться объемом предоставляемых документов, так как фактически они запрашиваются вне рамок законного мероприятия налогового контроля и могут быть позднее запрошены повторно.
Если инспекторы напротив, настаивают на визите и особенно – на личном визите руководителя/главного бухгалтера, а не любого представителя, то скорее всего его ждет беседа о прекращении работы с проблемными контрагентами и подаче уточненных деклараций к уменьшению по их вычетам. Поэтому стоит заранее выяснить, о каких контрагентах идет речь и «проинвентаризировать» отношения с ними:
- оформлены ли все необходимые первичные документы,
- произведена ли оплата и нет ли незакрытых авансов (неоплаченные или «переплаченные» товары/услуги на большие суммы также чреваты подозрениями со стороны инспекции),
- и самый важный пункт! - какие есть дополнительные косвенные доказательства того, что поставку произвел (услугу оказал) именно тот контрагент, который указан в наших первичных документах.
Если по всем трем пунктам подтверждения имеются, то шансы отстоять свои налоговые вычеты достаточно высоки, несмотря на претензии налоговиков к контрагентам первого и всех последующих звеньев. Вместе с тем надо быть готовыми к значительному моральному давлению со стороны инспекторов и значительным усилиям по отстаиванию своей позиции.