Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Применяется в РФ с 2016 года, практически заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на добровольный удаленный доступ налоговых служб к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.
Подключение к системе налогового мониторинга (-«НМ») определяет ряд преимуществ для налогоплательщиков:
- снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
- снижение риска дополнительных начислений по налогам при планировании производственной и финансово-хозяйственной деятельности; -превентивное урегулирование налоговых споров;
- признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком.
В мировой практике налоговый контроль в форме мониторинга относительно новое и активно развиваемое направление, «co-operative compliance» - т.н. программы совместного соблюдения требований, которые используются в 30 странах мира, причем с разным режимом добровольности и доступом для разных категорий налогоплательщиков. В Великобритании – это обязательное требование для крупных компаний, а в Нидерландах доступно малым и средним предприятиям на добровольной основе. Европейский подход (ОЭСР, OECD) - цифровизация налогового контроля позволяет улучшать качество информационных данных и повышать эффективность их использования за счет более аналитического характера работы сотрудников налоговых служб и прозрачности данных налогоплательщиков. Главной целью программ «co-operative compliance» является укрепление отношений взаимного доверия, уважения и ответственности между бизнесом и государством. Актуализируются обязательства бизнеса перед государством, а обязательства налоговых органов в отношении прав налогоплательщиков становятся более прозрачными и прогнозируемыми.
Подход российских властей сформулирован в «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга», принятой распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р (далее -«Концепции»). Целевая задача- интеграция функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.
В «Концепции» обозначены программные показатели развития системы налогового мониторинга:
Внедрение системы налогового мониторинга в российскую практику началось с запуска в 2012 году пилотного проекта. Эксперимент был признан успешным, и новая форма налогового контроля стала действовать в России начиная с отчетности за 2015 год. С 1 января 2021 года налоговыми органами налоговый мониторинг проводится в отношении 209 компаний, из которых 106 новых.
По официальным данным ФНС РФ всех новых участников заявочной кампании-2020 можно разделить на две группы:
- крупные холдинги (Газпром, Новатэк, Роснефть), которые переводят на налоговый мониторинг свои дочерние организации,
- независимые компании
29.12.2020 принят Федеральный закон N 470-ФЗ, который корректирующий раздел V.2 НК РФ, большинство положений которого вступают в действие 01.07.2021 г. Новая редакция НК РФ позволит подключаться к налоговому мониторингу при достижении одного из условий, обозначенных в таблице:
Наименование показателя |
Значение |
Совокупная сумма налогов **(НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ, страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ |
не менее 100 млн. руб. |
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации |
не менее 1 млрд. руб. |
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря |
не менее 1 млрд. руб. |
* соответствие лишь одному из перечисленных выше критериев ** без налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза |
Вступление в режим налогового мониторинга для налогоплательщиков является достаточно сложной и затратной задачей, состоящей из нескольких этапов:
С заявлением о проведении налогового мониторинга одновременно предоставляются следующие документы:
Согласно Приказу ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» в регламенте обязательно должны быть отражены:
1) Порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации;
2) Порядок отражения данных в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
3) Данные о системе внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, может осуществляться одним из способов:
1. удаленный доступ к информационной системе (удаленное рабочее место)
2. дистанционный доступ к аналитической системе данных («витрина данных»)
3. предоставление информации по телекоммуникационным системам (ТКС) через оператора электронного документооборота.
В современных КИС предоставление информации в рамках налогового мониторинга в виде готовых решений реализовано в программных решениях «1С ERP. Управление холдингом» и «1С: Управление холдингом». АРМ налогового инспектора включает панель основных контрольных процедур системы внутреннего налогового контроля организации. Кроме того, оно предоставляет возможность ввода налоговым инспектором запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщиком — соответствующих ответов с вложением необходимых сканов. Конфигурация обеспечивает формирование регламентированных отчетов налогового мониторинга, в том числе протокола действий налогового инспектора в информационной базе. Прикладное решение обеспечивает два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: к рабочей информационной базе учетной системы или к ее копии.
Некоторые франчайзеры – разработчики предлагают отдельный программный продукт «1С: Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», который предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом предприятий, не имеющих дочерних обществ. При использовании данного программного продукта предполагается, что бухгалтерский и налоговый учет (включая выпуск налоговой отчетности) ведутся в программе «1С: Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», при этом импорт документов из внешних учетных систем других конфигураций отсутствует, но может быть реализован в ходе проекта внедрения.
Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС, позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение. Представляется только та информация, которая необходимая для налогового контроля. Все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной платформы. ПАО Аэрофлот создал «Витрину данных» для контроля представителям ФНС России на основе продуктов SAP. Специалисты ФНС получили онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности Аэрофлота вплоть до первичного документа. Цифровая платформа позволяет контролировать качество подготовки налоговых деклараций, получать сведения о начислениях в бюджеты всех уровней, оценивать налоговые риски и пр.. В Аэрофлоте подготовка к проекту заняла порядка года, участие сотрудников подразделений компании оценивается до 15 тыс. человеко-часов, также участвовали отдельные подрядчики, реализовано на продуктах SAP (GRC).
Предоставление информации по телекоммуникационным системам через оператора электронного документооборота - в данном случае налогоплательщики представляют налоговым органам учетную информацию в виде выгрузки данных из действующих у них учетных систем. Такой способ взаимодействия с налоговыми органами обозначен в нормативных документах ФНС РФ и должен быть предварительно принят в заявительном регламенте. Однако указанный порядок взаимодействия не соответствует ожиданиям налоговых органов, т.к. во многом дублирует режим камеральных и выездных проверок, увеличивает неавтоматическую обработку документов и снижает уровень цифровизации системы НМ. Согласно комментариям представителей налоговых органов, при подключении к системе налогового мониторинга от пользователей ожидается автоматизация рутинных операций путем разработки программного обеспечения, позволяющего обеспечить достаточный уровень проверки данных, представляемых налоговому органу, на предмет полноты и непротиворечивости. ФНС РФ расширяет аналитические инструменты автоматизации налогового контроля и указанные подсистемы находились в стадии подключения в декабре 2020 года.
В зависимости от технологических условий подключения к системе налогового мониторинга в «регламенте» будут определены различные элементы взаимодействия (приказ N ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017): - перечень документов (информации), представляемых в налоговый орган; - порядок доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация); - сроки представления документов (информации); - форматы документов (информации), представляемых в налоговый орган; - способ защиты передаваемой информации, и пр..
Обязанность формирования системы внутреннего контроля для экономических субъектов закреплена в законе N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Требования к организации сформулированы в Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Согласно данному документу СВК должна обеспечивать: - упорядоченное ведение финансово хозяйственной деятельности организации; - корректность, полноту и своевременность отражения результатов финансово хозяйственной деятельности и уплаты налогов и сборов; - соблюдение законодательства РФ.
Оценка системы внутреннего контроля организации в разрезе следующих компонентов:
1) контрольная среда организации;
2) выявление и оценка организацией рисков;
3) контрольные процедуры организации;
4) информационная система организации;
5) мониторинг организацией средств контроля.
По опросам консалтинговых компаний, оказывающих услуги по подключению к системе НМ, при вступлении в режим налогового мониторинга у большинства налогоплательщиков возникают трудности в толковании требований к организации СВК, а также к выявлению, документированию и оценке рисков в целях налогового мониторинга согласно требованиям ФНС России.
Выводы: