Рекомендации Минфина РФ по аудиту отчетности за 2021 год
На основе обобщения практики применения законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете подготовлены традиционные рекомендации по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. На сайте Министерства Финансов России сделана публикация: «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год» (прил. к письму № 07-04-09/2185 от 18.01.2022).
Один из разделов посвящен влиянию ситуации, обусловленной распространением COVID-19. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год целесообразно применять рекомендации предыдущего, 2020 года, касающиеся особенностей деятельности компаний и проведения аудита в условиях пандемии. Среди таких документов:
Информация Минфина России от 15 июля 2020 г. N ПЗ-14/2020 "О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции"
ИС-аудит-32 "Влияние эпидемиологической ситуации на организацию и оказание аудиторских услуг"(Письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 07-02-09/27403)
"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции" (прил. к письму № 07-04-09/115445 от 29.12.2020).
Напомним, что указанные информационные источники включают в себя рекомендации по учету факторов хозяйственной и финансовой деятельности в условиях пандемии и снижения экономической активности в ряде отраслей. Среди таких, рекомендуемых к учету в ходе аудита, факторов:
способность аудируемого лица продолжать непрерывно деятельность в условиях COVID-19;
простои в использовании объектов основных средств;
оценочные значения, включая оценку справедливой стоимости, и раскрытие информации о них в бухгалтерской отчетности;
учет государственной помощи;
события после отчетной даты;
риски, связанные с финансовыми инструментами, включая дебиторскую задолженность, и раскрытие информации о них в бухгалтерской отчетности;
обязательства по выплате неустоек за несоблюдение условий договоров;
выполнение ограничительных условий (ковенант) кредитных соглашений;
затраты и резервы на реструктуризацию, включая затраты на выходные пособия работникам, и др..
Среди других разделов рекомендаций 2021 бухгалтерским службам следует учитывать, что особое внимание проверяющих будет направлено на:
- осуществление аудиторских процедур в связи с исполнением требований закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 (Постановление Правительства РФ N 569 от 9 апреля 2021 г.);
- отдельные вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями;
- отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности, включая досрочное применение ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020.
По последнему пункту в 2021 году проверяющим предписано обратить внимание на соблюдение компаниями правил и требований новых ФСБУ. В 2021 г. хозяйствующие субъекты были обязаны начать применение Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы". На учет по правилам отдельных ФСБУ можно было перейти досрочно: 6/2020 "Основные средства"; 26/ "Капитальные вложения"; 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды". В контексте указанных изменений аудиторам рекомендуется обращать особое внимание на:
правильность оценки объектов бухучета в отчетности;
перспективное отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019;
определение срока полезного использования права пользования активом;
признание премий, льгот, бонусов в себестоимости запасов и пр.;
установление стоимостного лимита единицы ОС;
определение срока аренды для целей бухучета;
учет НДС в составе арендных платежей.
Изменение правил по раскрытию информации эмитентами
В разгар очередного цикла подготовки аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности следует учитывать новые правила раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, которые вступили в силу 1 октября 2021г. (Положение Банка России N 714-П от 27.03.2020, - Положение). Такой длительный срок вступления в силу данного документа был предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям. Необходимость в обновлении регулирования обусловлена произошедшими изменениями законодательства о рынке ценных бумаг. Банк России ранее официально информировал, что по новым правилам состав и структура информации в проспекте ценных бумаг и отчете эмитента приближены к международным стандартам. Эмитенты должны использовать МСФО для расчета финансовых показателей и предоставлять анализ факторов, повлиявших на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Наиболее важная информация, включая операционные и финансовые показатели, сведения о ключевых контрагентах, будет раскрываться консолидировано по группе эмитента, (в случае сохранения эмитентом режима раскрытия информации на соло-основе эмитент должен будет публиковать соответствующие объяснения).
Итак, по новым правилам, наиболее важная для принятия инвестиционных решений информация будет раскрываться в проспекте ценных бумаг, а также в отчете эмитента консолидировано по группе эмитента, при этом финансовые показатели будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) не распространяется:
на эмитентов, являющихся специализированными обществами и ипотечными агентами;
на эмитентов, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам (п. 52.2 Пол. Банка России№ 714-П).
Важно учитывать, что применение нового Положения также меняет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. В частности, показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента (прил.3) формируются на основе методики расчета , приближенной к международным стандартам финансовой отчетности (например EBITDA, OIBDA, свободный денежный поток, пр.).
Изменены сроки формирования и представления отчета эмитента. С принятием Положения они должны представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности). Список аффилированных лиц по новым правилам необходимо предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года).
Важным фактором снижения нормативной нагрузки на эмитентов являются: исключение требований по раскрытию в проспекте эмиссии и отчете эмитента несущественной для инвесторов информации, а также дублирования информации, раскрываемой в отчетных формах для различных общедоступных ресурсов (ЕГРЮЛ, Федресурс, и др.). Аналитики отмечают, что введенные изменения должны сократить регуляторную нагрузку на эмитентов без снижения уровня информационной прозрачности финансовой деятельности и инвестиционных процессов.
Изменены правила подачи отчетности для ГИРБО (17.01.2021)
Из Закона о бухгалтерском учете исключен перечень особых случаев, когда отдельные юридические лица не предоставляют отчетность в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО). В прежней редакции фед. закона № 402-ФЗ такой список утверждало Правительство РФ. Теперь оно может определять ситуации, когда доступ к информации из реестра ГИР БО ограничат (п. п. 1 и 5 ст. 1 закона). Ранее освобожденные организации станут подавать отчетность с документов за 2022 год (ч. 3 ст. 5 закона).
Нормативные акты, которые были использованы:
Авторы статьи:
Директор департамента налогового и правового консалтинга
Хуснутдинов И.Г.
Юридический консультант
Ушакова Т.В.