Налог на имущество организаций с позиций «спецрежимников» и не только, банковские счета, налоги физических лиц – эти и другие изменения рассмотрел Закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
Со 2 мая 2014 г. организации и индивидуальные предприниматели избавлены от обязанности сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. «б» п.1 ст.1 Закона № 52-ФЗ). Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, управляющие товарищи также не должны сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов.
В этой связи признаны утратившими силу статьи, предусматривающие ответственность за такое несообщение в налоговые органы и внебюджетные фонды.
С 2015 г. вступит в силу новый пункт 2.1. ст.23 Налогового кодекса РФ. В нем сказано: если у физического лица есть объекты недвижимого имущества и (или) транспортные средства, и за период владения ими физлицо не получало налоговые уведомления и не платило налог, то с 2015 г. оно обязано сообщить в налоговый орган о наличии у него объектов недвижимости, транспортных средств. К сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов и (или) документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. Сделать это следует в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. «в» ст.1 Закона № 52-ФЗ).
В третьем абзаце нового пункта 2.1 ст.23 НК РФ подчеркивается, что сообщение не представляется в налоговый орган, если:
физлицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта налогообложения (недвижимость, земля, транспорт);
не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
С целью стимулирования граждан информировать налоговые органы Закон № 52-ФЗ предусмотрел своего рода льготу, которая будет действовать до 1 января 2017 года. Как известно, инспекции могут посчитать налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. Если же физлицо сообщит о наличии у него объекта недвижимости, транспортного средства, то сумму налога ему посчитают лишь с того налогового периода, в котором он исполнил обязанность уведомить ИФНС.
В 2012 г. физическое лицо приобрело квартиру. Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц ему ни разу не приходило. В 2015 г. (срок уплаты налога - не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог) уведомление вновь не пришло. До 31 декабря 2015 г. физлицо должно сообщить в налоговый орган о наличии у него объекта недвижимости. В этом случае, в 2016 году налоговый орган пришлет ему уведомление, в котором налог будет рассчитан только за 2015 г. Если физлицо не уведомит инспекцию, то налог ему будет рассчитан за 2015, 2014, 2013 годы. Кроме того, его можно привлечь к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Следует отметить, т.к. обязанность сообщать в налоговый орган о наличии объектов недвижимости, транспортных средств возникает с 2015 г., то и ответственность по п.1 ст.126 НК РФ возникает с этого года. А с 2017 г. появится новый вид ответственности, предусмотренный п.3 ст.129.1 НК РФ. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) физическим лицом налоговому органу сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объектов, по которым не представлено сообщение (п.12 ст.1 Закона № 52-ФЗ).
Если у «упрощенца» или плательщика ЕНВД есть объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, то данные «спецрежимники» будут платить с таких объектов налог на имущество организаций (п.1 и п.3 ст.2 Закона № 52-ФЗ). Заметим, что, поскольку в Законе № 52-ФЗ сказано, что данные нормы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 52-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то формально у «упрощенцев» эта обязанность возникнет с 1 января 2015 г., а у плательщиков ЕНВД - с 1 июля 2014 г.
Напомним, налоговая база как кадастровая стоимость определяется по таким объектам, как:
административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
На основе кадастровой стоимости налог на имущество организаций в 2014 г. уплачивается в Москве, Подмосковье, Амурской области. В Татарстане, согласно информации на сайте Министерства земельных и имущественных отношений РТ, в апреле 2014 г. пока еще только состоялись совещания по вопросу проведения на территории Республики Татарстан кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков).
При расчете налога на имущество организаций, когда налоговая база определяется как среднегодовая стоимость основных средств, нужны данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости ОС. Законодательная новация Закона № 52-ФЗ вводит новую норму. С 2015 года, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества в целях исчисления налога на имущество определяется без учета таких затрат (п.3 ст.2 Закона № 52-ФЗ).
Речь идет о ситуациях, например, когда при покупке ОС на организацию возлагается обязанность на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды. Т.е. у нее возникают так называемые «ликвидационные» обязательства. Еще в Рекомендациях за 2012 г. (письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01) финансовое ведомство предлагало учитывать такие затраты в составе основных средств. Профессиональное сообщество, отмечая прогрессивный подход данного документа и его соответствие МСФО (IAS) 16 «Основные средства», обращало внимание на значительное увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. Таким образом, поправка, вводимая Законом № 52-ФЗ, является положительной, т.к. оставляет на прежнем уровне налоговую нагрузку с позиций налога на имущество организаций.
Компания в 2015 г. приобрело скважину, стоимость которой равна 10 000 000 руб. По завершении ее эксплуатации она будет обязана демонтировать ОС, а также восстановить природные ресурсы на занимаемом объектом участке. Денежная оценка предстоящих затрат составляет 5 000 000 руб. В бухгалтерском учете сформируются 2 вида стоимости:
в целях расчета налога на имущество стоимость объекта составит 10 000 000 руб.;
в бухгалтерских целях стоимость объекта составит 15 000 000 руб.
Еще 2 поправки Закона № 52-ФЗ, на которые хотелось бы обратить внимание, затрагивают налог на имущество организаций, когда налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Напомним, чтобы в субъекте РФ недвижимое имущество (п.1 ст.378.2 НК РФ) облагалось налогом, исходя из кадастровой стоимости, необходимо, чтобы:
местные власти утвердили результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества (п.2 ст.378.2 НК РФ);
Если недвижимость не включена в упомянутый Перечень, то она облагается налогом на имущество исходя из среднегодовой стоимости (письмо Минфина РФ от 06.02.2014 № 03-05-05-01/4765).
Первая поправка рассматривает ситуацию, когда в результате раздела объекта недвижимости или иного действия в течение текущего налогового периода образуется новый объект недвижимого имущества. Получается, что его кадастровая стоимость известна, но в Перечень вновь образованный объект не включен. С января 2015 г. такой объект подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения его в Перечень (п.10 ст.2 Закона № 52-ФЗ).
Следующая поправка связана с ситуацией, когда объект недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, приобретается налогоплательщиком или продается в течение календарного года. В результате данное имущество находится в собственности организации в течение неполного налогового периода. Иностранные организации, указанные в пп.3 п.1 ст.378.2 НК РФ, в этой ситуации имели право рассчитывать налог с учетом коэффициента. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых недвижимость находились в собственности, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом другие категории собственников были лишены возможности применять коэффициент, что приводило к двойному налогообложению проданного (купленного) объекта недвижимости и создавало неравные условия. Закон № 52-ФЗ устраняет данную несправедливость. Согласно изменениям, если объект недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, приобретается или продается в течение календарного года, то все категории налогоплательщиков, указанные в ст.378.2 НК РФ, при расчете налога на имущество используют рассмотренный выше коэффициент. К сожалению, обратной силы поправка не имеет и вступает в силу с 1 января 2015 г.
Согласно Закону № 52-ФЗ:
- вводится ответственность банков в т.ч. и за несообщение в ИФНС о депозитах и вкладах, а также за несообщение об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- смягчена ответственность за недостоверность уведомления о контролируемых сделках;
- указано, что религиозные организации, у которых в течение календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не представляют в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность;
- субъект РФ теперь не устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога для физических лиц.
Вам будет интересно:
Информация для собственника. Аудит-контроллинг своими силами