Дисквалификация директора как следствие грубых бухгалтерских нарушений, включая отсутствие аудиторского заключения

18.08.2016
По мнению многих специалистов, экономика России в настоящее время находится в критическом состоянии и даже достигла «дна». При этом многие руководители организаций стараются извлечь максимум возможного из сложившейся ситуации. Кто-то пытается активно увеличить свое присутствие на рынке, в том числе из-за слабости конкурентов, кто-то предпринимает успешные усилия по развитию новых направлений бизнеса, осуществляет и внедряет новые технологии и т.д. Именно таким современным и прогрессивным руководителям может быть очень обидно за то, что в то время, когда они активно способствуют развитию своих организаций, их могут дисквалифицировать, то есть лишить права руководить своей организацией на срок до двух лет. 

УСИЛЕНИЕ САНКЦИЙ ЗА ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БУХУЧЕТА ВПЛОТЬ ДО ДИСКВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

С 10 апреля 2016 года усилена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (Закон от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ) (см. журнал «Бухгалтер Татарстана» № 7, 2016).

Ранее по данной норме должностному лицу грозил штраф от 2000 до 3000 рублей. Теперь его размер увеличен и составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, введена ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. Причем в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.


РАСШИРЕННЫЙ СОСТАВ ГРУБЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ БУХУЧЕТА

Что же может привести к таким последствиям? Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, значительно расширен.

По-прежнему грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Дополнительно к ним введены следующие виды грубых нарушений:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

  • составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

 

ОТСУТСТВИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Как видим, теперь наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

  • в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

  • во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

  • в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год Минфин привел в информации от 19 января 2016 года).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки. А какое за это последует наказание, решит суд.

Напомним, ранее в большинстве случаев отсутствие аудиторского заключения грозило лишь ответственностью по статье 19.7 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено наказание за непредставление аудиторского заключения в Росстат в виде предупреждения или штрафа на должностное лицо от 300 до 500 рублей, на организацию – от 3000 до 5000 рублей.

Теперь же в связи с усилением ответственности в сфере бухучета мало у кого из руководителей возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

ОТСУТСТВИЕ ПРАВА НА УПРОЩЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • субъекты малого предпринимательства (СМП);

  • некоммерческие организации;

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

* К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые  соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких  критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

  • не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

  • не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

  • проценты по любым займам учитывать как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

  • не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

Таким образом, организации, относящиеся к СМП, которые до рассматриваемых изменений в бухгалтерском законодательстве имели право на упрощенный бухучет и неприменение отдельных ПБУ, но после лишились его, с 2015 года обязаны были вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Кроме того, необходимо было произвести ретроспективный пересчет сопоставимых показателей бухгалтерской отчетности за все периоды, приведенные в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Если такие организации не учли приведенные изменения и продолжали вести бухучет в упрощенном порядке, то их действия автоматически подпадают под грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности). В этом случае как минимум были искажены показатели бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. А это, как уже было сказано, влечет ответственность по статье 15.11 КоАП РФ, вплоть до дисквалификации руководителя.

 

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАК СПОСОБ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о заключении договора на оказание аудиторских услуг с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае это средство для своевременного выявления и устранения ошибок в бухгалтерском учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также осуществления в дальнейшем превентивных мероприятий для минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета. 

   




Виктор Тимохин
директор по аудиту компании «Кроу Аудэкс»
Департамент аудита
Страница департамента: Аудиторские услуги
Телефон департамента: (843) 202-07-06
Email департамента: auditor@crowe-audex.ru



Вам будет интересно:

Вы готовы к изменениям в порядке ведения реестра акционеров?


Блокировка расчетного счета из-за несвоевременной подачи деклараций за отчетный период незаконна


Дисквалификация директора как следствие грубых бухгалтерских нарушений, включая отсутствие аудиторского заключения

Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!