Наряду с налоговой реформой − 2025, изменением стоимости судебных и регистрационных госуслуг, в начале августа были подписаны законы, регулирующие организацию обращения криптовалют и легализацию майнинга.
Приняты два закона (№№
221-ФЗ и
223-ФЗ от 08.08.2024), частично легализующие оборот криптовалют и введение экспериментального правового режима (ЭПР) для сделок с цифровыми валютами. Традиционно, вводятся инструменты расширяющие, так и ограничивающие обращение цифровых активов. К новациям, потенциально способствующим проведению трансграничных расчетов, можно отнести следующие:
- допускается обращение в РФ иностранных криптоактивов;
- разрешено обращение российских цифровых активов в иностранных учетных системах и работа с российскими ЦФА иностранных держателей.
Итак, введено понятие иностранных цифровых прав (ИЦП), сделки с ними возможны при условии их квалификации российским оператором. Это означает, что зарубежные
централизованные стейблкойны (их курс привязан к денежной единице, золоту, биржевым товарам) уже могут автоматически трактоваться как ИЦП по российскому законодательству и использоваться для расчетов. Для использования децентрализованных цифровых активов был принят закон, который допускает их применение в трансграничных расчетах в экспериментально-правовом режиме (ЭПР). При этом возможность покупки – продажи цифровых активов
гражданами допустима только при наличии разрешения на это со стороны ЦБ (для таких целей, вероятно, будет создан отдельный реестр).
В рамках ЭПР будут созданы отдельные правила, отличающиеся от действующих норм в части валютного законодательства, организации торгов и регуляции оператора электронной торговли, допуска цифровых валют к организованным торгам и пр. Решение об установлении ЭПР принимает Центральный Банк по согласованию с Минфином, ФСБ РФ и Росфинмониторингом. К участию торгов на таких платформах допущены иностранные номинальные держатели ИЦП, т.е. интересы зарубежных контрагентов могут представлять брокеры или иностранные депозитарии. При определённых условиях, – интеграции с зарубежными площадками, в РФ могут обращаться иностранные цифровые активы. Введенные нормы позволяют ЦБ РФ с 01.09.2024 создать электронную платформу для операций с цифровыми валютами в рамках Национальной платежной системы (НПС). Представители профсообщества
предполагают, что выпуск ЦФА обеспеченных золотом, поможет выровнять платежный дисбаланс с зарубежными покупателями. Все предпосылки действительно есть, но мнение контрагентов по этому вопросу неизвестно. Следует учитывать, что НПС под санкциями и банки СНГ из неё уходят. Некоторые эксперты предлагают синхронизировать свое законодательство в сфере обращения цифровых активов с правилами Республики Казахстан.
Легализация цифровых активов сопровождается ограничениями рекламы ЦФА и услуг по организации её обращения (п. 13-14, ст.7 закона 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006). Т.е. разрешена деятельность криптообменников и бирж, но их реклама запрещена.
Другим нововведением является создание правил регулирования майнинга. Даны юридические определения майнинга, майнинг-пула, майнинговой инфраструктуры и оператора, сформулированы правила отчетности о сделках. Майнинг смогут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Для физических лиц майнинг будет легализован с учетом контроля потребляемой электроэнергии, Правительство РФ планирует установить лимиты энергопотребления при производстве криптовалюты для физлиц. Также возможны ограничения на майнинг в отдельных регионах страны по отдельным правительственным распоряжениям. Это зависит от баланса производства электроэнергии в субъектах РФ. Майнеры будут обязаны отчитываться о добытой криптовалюте перед Росфинмониторингом. Также необходимо будет раскрывать адреса своих кошельков ФНС, ФСБ и Росимуществу и в уполномоченный правительством орган.
В итоге, принятые нововведения пока только анонсировали вывод из «серой зоны» деятельность майнеров, криптообменников и трансграничные расчеты, вызвав множество дополнительных вопросов, которые частично будут решаться созданием подзаконных актов, частично – судебной и хозяйственной практикой. Очевидно также, что постепенная легализация обращения цифровых активов повлечет за собой изменение госконтроля с целью бюджетной наполняемости.