В 2014 году налоговый орган подал заявление о банкротстве компании. Следует отметить, что параллельно с проверкой было заведено уголовное дело на бывшего гендиректора (уволился в 2010 г.) за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (п. «б» ч.2 ст.199 УК РФ), который полностью признал себя виновным. Бывший главбух по данному делу проходил свидетелем.
Банкротство компании, где главным кредитором выступает налоговый орган, означает, что будет решаться вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности. Иными словами, кто заплатит долги компании? По мнению судей, в этом споре заплатить 97 миллионов руб. должны бывшие гендиректор и главбух. Собственники бизнеса остались в стороне, в том числе и та, что так решительно вела себя во время проверки.
Cуды трех инстанций (дело № А40-16170/2014) пришли к выводу, что главбух с зарплатой в 30 000 руб., прошедший свидетелем по уголовному делу, также является лицом, контролирующим компанию-должника. Главные аргументы - протокол его допроса плюс некомпетентный отзыв в суд 1-й инстанции. Согласно отзыву, получалось, что главбух признается в том, что имел возможность определять действия должника. Согласно протоколу - бывший главбух знал, что субподрядные организации не привлекались, однако все расходы по ним учитывал и НДС брал к вычету. Получается, он осознанно вводил ложные данные в бухгалтерский и налоговый учет, а значит, его действия повлекли негативные последствия для компании - привели к существенной недоимке. Все это свидетельствует, что бывший главбух является контролирующим должника лицом и подлежит привлечению к субсидиарной ответственности солидарно с бывшим гендиректором.
С этим выводом согласился и Верховный суд, Он отметил, что должность главного бухгалтера сама по себе не означает наличие контроля над должником, но не исключает ответственности в случае соучастия вместе с контролирующими лицами (Определение от 27.11.2019 № 305-ЭС19-21244).
Обратите внимание
Нормы ст.10 Закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ, которые применялись по данному делу, субсидиарную ответственность для главного бухгалтера, в отличие от учредителей, руководителей, прямо не предусматривали. Но, как видно выше, у судей свое понимание законодательства. Однако в 2017 году данная статья была отменена и в Законе № 127-ФЗ появилась отдельная Глава III.2 об ответственности лиц в делах о банкротстве.
Ее нормы существенно расширили перечень тех, кого можно считать контролирующими должника лицами (КДЛ), а значит, привлекать к субсидиарной ответственности. Ими могут стать не только учредители, руководители или акционеры, но и главный бухгалтер, финансовый директор, а также иные сотрудники, должность которых предоставляет возможность определять действия должника. Кроме того, суд может признать лицо КДЛ по любым иным доказанным основаниям (ст.61.10 Закона № 127-ФЗ).
Альбина ИгнатьеваСтраница департамента: Налоговый консалтинг Телефон департамента: (843) 202-07-62 Email департамента: tax@crowe-audex.ru |
Вам будет интересно:
Риск стал более осязаем