Налоговый контроль в виде мониторинга: последние изменения

30.06.2025

Правовые основы и преимущества налогового мониторинга

Налоговый мониторинг (НМ) – одна из форм контроля за соблюдением налогового законодательства. В России такая система используется уже десятый год и фактически замещает камеральные и выездные проверки на  удаленный доступ налоговых служб к информационным системам организаций.

В ближнем и дальнем зарубежье используются похожие процедуры в рамках т.н. «горизонтального мониторинга». Главным направлением такой деятельности стало расширение технологического взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков, повышение эффективности аналитической работы за счет новых форматов и дигитализации процессов. В Европе наиболее известна Нидерландская модель «cooperative compliance procedures», в Республике Казахстан внедрение «горизонтального мониторинга» началось в 2019 году во многом на основе российского опыта.

В РФ в Налоговый кодекс с 2015 года введены главы 14.7- 14.8, профильный департамент активно дополняет нормативную базу и трансформирует условия применения НМ. Главное экономическое преимущество такого контроля - заявительный порядок возмещения НДС и акцизов для организаций. Он доступен с 01.07.2021 – внесены изменения в НК РФ, Такие налогоплательщики также получают право на отдельные освобождения от таможенных акцизов без представления банковской гарантии (п.1.1 ст. 203.1).

Другими плюсами являются снижение налоговых рисков, превентивное урегулирование налоговых споров, признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком. В период действия НМ камеральные проверки замещает удалённый контроль куратора ФНС, проблемные ситуации разрешаются напрямую, и фактически нет оснований для выездных проверок.

Контроль, в большинстве случаев, – добровольный и касается налогоплательщиков, которые с середины 2024 соответствуют следующим критериям (закон № 259-ФЗ от 08.08.2024): 

  • совокупная сумма налогов подлежащих уплате в бюджетную систему РФ − 80 млн. руб. (без   налогов начисляемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);

  • размер полученных доходов по данным годовой финансовой отчетности организации − 800 млн. руб.;

  • размер активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31декабря отчетного периода – 80 млн. руб.

До изменений, внесенных законом № 259-ФЗ лимиты подключения к НМ были на 20% выше.

Количественные критерии упразднены для компаний − бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков, муниципальных и государственных предприятий (п.3.1 ст. 105.26 НК РФ – с 08.08.2024).

Без учета финансовых критериев в НМ участвуют − компании резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), ТОРов (территорий опережающего развития), участников промышленных кластеров, резидентов Арктической зоны РФ и некоторых других инвестиционных площадок.

Обязательным является присоединение к системе налогового мониторинга для:

  • участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые получают или планируют получать государственную финансовую поддержку. Согласно закону № 69-ФЗ 01.04.2020 (п.7.1, ст. 10) если компания участник СЗПК в течение трех лет не подключится к мониторингу, соглашение может быть расторгнуто;

  • организаций - операторов лотерей. Контролю подлежат − выручка от лотерей, формирование призового фонда, расчет целевых отчислений, агентские вознаграждения распространителей, депонирование невостребованных выигрышей − их зачисление в федеральный бюджет, фактические выплаты выигрышей и уплата с них НДФЛ.

Следует отметить очевидную тенденцию на расширение системы налогового мониторинга. Власти отрабатывают документальное и технологическое взаимодействие на представителях отраслей, компаниях из списка крупнейших налогоплательщиков, участниках СЗПК, холдинговых структурах. С 01.01.2026 профильный департамент ФНС ожидает практически удвоение количества участников НМ по критерию СЗПК. Для дочерних организаций в группах компаний заявления на подключение оформляются управляющей компанией единым пакетом документов.

Предполагаем, что по мере решения технологических и системных вопросов, в НМ будут вовлекаться организации среднего бизнеса и других отраслей.

 

Решения и сервисы налогового мониторинга

Формально предусмотрено три способа реализации системы НМ:

  • удаленное рабочее место (непосредственный доступ к информационной системе клиента);

  • «витрина данных» (доступ к аналитической системе данных);

  • предоставление информации по ТКС через оператора электронного документооборота.

Последний способ – через операторов ТКС действует только до 01.01.2026 (ст.6 закона 389-ФЗ от 31.07.2023), для вновь подключаемых к НМ компаний этот способ уже недоступен.

 Рисунок1000.png

В официальных презентациях ФНС активно информирует и «продвигает» способ прямого взаимодействия с налогоплательщиком (удаленное рабочее место). Преимуществами такого решения, по мнению разработчиков, являются:

  • Просмотр документов без их истребования;

  • Быстрая связь и обмен неограниченным объемом информации;

  • Автономная работа инспектора;

  • Передача данных через API;

  •  Высокая безопасность (СКЗИ).

Создана нормативная составляющая для достижения данных условий. В режиме пилотных проектов были протестированы бесперебойность и эффективность интеграции с АИС «Налог-3» в режиме реального времени. Афишировано создание цифровой платформы, которая гарантирует передачу большого объема данных через защищенный канал связи. На основе такой платформы поэтапно формируются цифровые профили крупнейших налогоплательщиков, групп компаний, отраслей и мер господдержки (СЗПК).

Именно в этом направлении разработчик стремится создавать инструменты, которые позволят компаниям без доработок формировать необходимые формы отчетности и направлять документы в налоговый орган. Налогоплательщику кроме статуса обработки документов, должны быть доступны результаты факторного анализа и оценка своей системы внутреннего контроля, некоторые другие функции. 

Также интенсивно проводится стандартизация нормативных и справочных материалов. ФНС публикует справочники и ведомственные классификаторы для участников налогового мониторинга. Раз в год ФНС обновляет и дополняет список сервисов (объектных и отраслевых) для интеграции с АИС «Налог-3», и в течении следующего года пользователи должны внедрить его на своей стороне. Так, в частности, в 2024 были опубликованы 22 интеграционных сервиса по лотерейным компаниям. Их внедрение должно завершиться в июне 2025 г. Следующим этапом анонсирована публикация сервисов по долговым обязательствам, дивидендам и ценным бумагам.

 

Документальное оформление

ФНС РФ традиционно достаточно подробно информирует о правилах работы и присоединении к НМ, однако обозначим основное:

  • Заявление о подключении представляется в ИФНС не позднее 1 сентября предшествующего года, процедура продлевается на следующий год – если не компания не оформила отказ.

  • Вместе с заявлением компания должна заранее подготовить регламент информационного взаимодействия с сопроводительными документами. К ним относятся – учетная политика, информация о бенефициарах, документация по системе внутреннего контроля организации (СВК). Сам регламент описывает порядок доступа к информационным системам организации и документов, связанных с расчетом и уплатой налогов (осн. Приказ № ЕД-7-23/163@ от 13.03.2023).

  • Одним из проблемных вопросов является приведение в соответствие и документирование системы внутреннего контроля предприятия.

При этом в документальном сопровождении также наблюдаются тенденции на цифровизацию – разработчики предлагают программные продукты по работе с рисками и СВК, они позволяют систематизировать внутренний контроль в организации, адаптировать его для модулей НМ с наименьшими затратами.


Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!