г. Казань, ул. Сафьян, д. 8
info@audex.ru
пн-чт с 8:30 до 17:30
пт с 8:30 до 16:30

Расширение перечня офшорных зон: некоторые нюансы

03.05.2024

Российским компаниям, расширяющим свои торговые и финансовые связи  в юрисдикциях, не присоединившихся к санкционным ограничениям, при налоговом планировании следует учитывать  расширение перечня офшорных зон (государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций – Пр. Минфина № 86н  от 05.06.2023 – далее офшорный перечень). Указанный документ влечет за собой некоторое количество очень важных последствий: 

  • Нахождение аффилированной организации в данном списке стран, не позволит применить «нулевую ставку» для налогообложения её дивидендов (п.п 3, п.1, ст. 284 НК РФ). Приказ, расширяющий указанный перечень государств почти вдвое до 91 государства,  был введен 01.07.2023.  Однако, позднее Минфин РФ выпустил разъяснения, что поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль  признается календарный год, расширение перечня юрисдикций действует с 01.01.2024. Таким образом, ограничительные действия за 2023 год должны рассматриваться в рамках предыдущего документа (Пр. № 108н  от 13.11.2007 в ред. от 02.11.2017 ). В частности, к таким доходам,  полученным от учрежденных компаний, например, в ОАЭ , не может применяться ставка 0 % (даже при владении не менее чем 50% долей на протяжении 365 дней) – поскольку это государство указано в обеих редакциях данного документа. 
  • Компании, имеющие иностранных участников (с долей не более 49%) которые раньше, при определённых условиях, входили в  единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства теперь не могут там находиться, если иностранный участник из  указанного перечня государств. Поскольку проверка иностранного участника на соответствие критериям МСП осуществляется на начало календарного года, исключение компаний из реестра также должно осуществляться на 01.01.2024.
  • С включением ряда юрисдикций в  офшорный перечень вступает в силу п.2 ст. 284.7 НК РФ, когда доходы международных холдинговых компаний по реализации или иного выбытия  акций иностранных организаций выпадают из условий применения «нулевой ставки». Указанные изменения в НК РФ были внесены федеральным законом № 595-ФЗ от 19.12.2023 и применяются с 01.01.2024. 
  • Автоматически расширен перечень сделок между взаимозависимыми лицами. Если одной из сторон является организация, ФЛ, ИП с местом регистрации или налогового резидентства является государство или территория входящая в офшорный перечень, такие сделки признаются сделкой между взаимозависимыми лицами (п.п. 3 п.1 ст. 105.14 НК РФ). Тогда, при достижении оборота по таким сделкам до 120 млн. руб. они попадают в категорию контролируемых. Уведомления о контролируемых сделках ежегодно предоставляются в налоговые органы до 20 мая следующего года.
  • Также перестанет применяться освобождение физических лиц от уплаты НДФЛ доходов от реализации акций иностранных компаний, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве более 5 лет. Указанное требование о том, что иностранная организация, чьи акции являются предметом продажи, погашения или иного выбытия, не должна быть налоговым резидентом офшорной зоны, аналогично условию применения «нулевой ставки» по налогу на прибыль (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

Кроме изменений в налогообложении, связанных с расширением перечня офшорных зон, существуют юридические условия участия в финансовых структурах на российском рынке. В частности, для целого ряда финансовых организаций (страховых, пенсионных фондов, депозитариев, платформ ЦФА и пр.) существует запрет на участие резидентов из списка государств, включенных в указанный список. Финансовые издания уже писали об активных процессах релокации штаб-квартир крупнейших российских финансово-промышленных групп из «недружественных юрисдикций» в специальные административные зоны (САП) во Владивостоке и Калининграде. 



Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!